Жанна де Зальцман
(перевод с английского В. Райкина)

 

 

За Видимым Движением

Её высказывания в пересказе учеников

Жанна де Зальцман (1889-1990) училась игре на фортепиано, музыкальной композиции и дирижёрскому мастерству в Женевской Консерватории. Танцовщица и преподаватель  ритмического движения, она была ученицей Эмиля-Жака Далькроза, открывшего авангардный институт искусств, посвящённый музыке, танцу и театру в Германии в 1912 г. Во время Русской революции она и её муж Александр жили в Тбилиси, в Грузии, где она открыла школу музыки и танца. В 1919 г. Композитор Томас де Гартман познакомил молодую пару с Гурджиевым.

 В последующие годы Жанна де Зальцман стала преданным учеником Гурджиева и оставалась с ним до самой его смерти в 1949 г. Потом в течение более чем 40 лет она без устали трудилась для того, чтобы передать его учение и сохранить внутреннее содержание и смысл Движений. Вот некоторые из её высказываний, как их запомнили её ученики.

 ~

 Позади видимого движения есть другое движение, невидимое, но очень сильное, от которого зависит видимое. Если бы это внутреннее движение не было таким сильным, внешнее никогда бы не осуществилось.

 ~

 Вы должны постоянно делить ваше внимание между чем-то, что выше вас и вашим движением. Вы всегда теряетесь в одном или в другом. Как только вы прекратите совершать это усилие, вы сольётесь с движением.

Вы должны полагать эти Движения условием, исключительным условием, данным вам для работы над вашим вниманием.

Разделяя своё внимание таким образом, вы занимаете то простраство, то место, которое способны занять. Когда-нибудь вы будете способны на большее, но сегодня ваше место вот здесь.

Вы не до конца понимаете, что внимание – это ваш единственный шанс. Без этого вы ничего не добъётесь.

Обычно вы думаете о движении, но вы его не совершаете. Вы удерживаете вашу мысль на движении, а потом, когда надо его совершить, вы капитулируете, и движение происходит само, как получится, без вашего участия.

Мысль должна иметь свой собственный центр тяжести; она не может просто так находиться там или здесь. Нам надлежит найти этот центр тяжести. То же самое относится и к телу: если оно не имеет центра тяжести, никакое движение не возможно. То же самое относится и к чувству.

Движения созданы для того, чтобы позволить нам переходить от одного центра тяжести к другому; именно этот сдвиг создаёт состояние. Жест, движение – вот что важно, а вовсе не идеи, не точки зрения.